9 кругов ада по Данте, подробное описание загробного мира

Содержание
  1. Ад что это
  2. В мифологии
  3. Египетский ад
  4. Греческий ад
  5. В христианской религии
  6. Ад в буддизме
  7. Представление в даосизме
  8. В представлении мормонов
  9. Ад в иудаизме
  10. В представлении Свидетелей Иеговы
  11. В представлении мусульман. Ад в исламе
  12. Почему существует ад?
  13. Как возник ад
  14. Кто создал ад?
  15. Существует представление, что ад — это место со сковородками и котлами. Так ли это?
  16. Что мучает людей в аду?
  17. В аду все мучаются одинаково?
  18. Зачем нужны круги ада
  19. 1 круг — Лимб
  20. Страж:
  21. Наказание:
  22. 2 круг — Сладострастие
  23. Страж:
  24. Наказание:
  25. 3 круг — Чревоугодие
  26. Страж:
  27. Наказание:
  28. 4 круг — Жадность
  29. Страж:
  30. Наказание:
  31. 5 круг — Гнев и Лень
  32. Страж:
  33. Наказание:
  34. 6 круг ада: распространение ложных учений, раскаленные могилы
  35. Страж:
  36. Наказание:
  37. 7 круг — Для насильников и убийц всех мастей
  38. 1 ПОЯС носит название ФЛАГЕТОН.
  39. 2 ПОЯС – это ЛЕС САМОУБИЙЦ.
  40. 3 ПОЯС – ГОРЮЧИЕ ПЕСКИ.
  41. Страж:
  42. Наказание:
  43. 8 круг ада: обманщики, 10 каменных рвов
  44. Страж:
  45. Наказание:
  46. 9 круг ада: предатели, вечная мерзлота
  47. Страж:
  48. Наказание:
  49. Кто точно попадет в ад?
  50. Будут ли муки греш­ни­ков веч­ными?
  51. Можно ли выбраться из ада?
  52. Почему радикализм – это ад на земле
  53. 7 секретов «Ада» Данте
  54. 1. Тайна рухнувшего моста
  55. 2. Тайна святой Лючии
  56. 3. Тайна мусульман
  57. 4. Тайна Эпикура
  58. 5. Тайна разбитого сосуда
  59. 6. Тайна живых людей в аду
  60. 7. Тайна кентавров
  61. Впечатляющее зрелище (инфографика и видео)
  62. Как итог

Ад что это

Поэма вобрала в себя все религиозные представления о морали и жизни после смерти средневекового христианства. Герой оперы — сам Данте отправляется в рай, но сначала ему предстоит пройти через ад и чистилище.

Ад описывается как невообразимая бездна, которая сужается к центру земли. Сошествие в ад происходит по уровням: девять концентрических кругов, на каждом из которых грешники служат своему вечному наказанию.

Ад

В мифологии

В античной мифологии это понятие сравнивают с такими понятиями, как:

— Аид или царство мертвых. Аид также был назван богом этого царства, который был старшим сыном Кроноса и Реи, а Зевс был его братом.

— Аментес или Аменти, подземный мир, как его называли древние египтяне и куда, по их представлениям, ушла душа после смерти,

— Тартар или бездна, существующая при правлении Аида.

В германо-скандинавской мифологии это понятие сравнивается с такими понятиями, как:

— Хельхейм или мир мертвых, где царит великанша Хель, еще называют Хельгардом

— Гёль или река, текущая за вратами преисподней.

Египетский ад

Будет намного хуже, если вы окажетесь в загробной жизни древних египтян. Подземное царство с райом и адом, обусловленным их культурой, называется Аменти. Там правит Осирис, который во время своего земного воплощения был убит и расчленен своим братом Сетом, что могло повлиять только на характер повелителя мертвых. Осирис выглядит отвратительно: он похож на мумию, держащую в руках знаки власти фараона. Сидя на троне, он председательствует в суде, который взвешивает действия вновь прибывших душ. Бог жизни Гор приносит их сюда. Крепко держите его за руку: Хор с головой ястреба — сын подземного короля, так что он вполне может замолвить за вас словечко.

Египет
Испытание праведности человека в представлении древних египтян было поистине захватывающим зрелищем. Бог Анубис взвешивал сердце умершего, а на других весах находилось перо богини Маат, ответственной за истину. Истинный египетский ад (то есть пустота, ничто) ожидал покойного, когда был вынесен обвинительный приговор после его признания главным богам.

Зал суда огромный, это весь небосвод. Согласно указаниям Египетской Книги Мертвых, в ней следует соблюдать ряд правил. Подробно перечислите грехи, на которые у вас не было времени совершить в своей жизни. После этого вам предложат оставить на память о себе и помочь родственникам, изобразив сцену суда на свитке папируса. Если ваш артистический талант проявит себя наилучшим образом, вы проведете здесь остаток вечности, участвуя в делах Осириса и его многочисленных божественных родственников. Остальных ждет жестокая казнь: их бросает на съедение Аммату, чудовище с телом бегемота, ногами и гривой льва и пастью крокодила. Однако даже счастливчики могут оказаться в пасти: время от времени происходят «очищения», в которых снова пересматриваются события душ подопечных. А если родственники не предоставили соответствующие амулеты, вас обязательно съест безжалостное чудовище. Это египетский ад со всем его очарованием.

Греческий ад

попасть в загробное царство греков еще проще: вас заберет сам бог смерти Танатос, который приносит сюда все «свежие» души. Во время великих сражений и сражений, в которых он явно не может сделать это самостоятельно, Танатосу помогает крылатый Керр, который переносит павших в царство вечно мрачного Аида. Как выглядел загробный мир у древних греков?

На крайнем западе, на краю света, лежит безжизненная равнина, местами поросшая чернокорыми ивами и тополями. За ним, на дне бездны, открывается мутное болото Ахерона. Он сливается с черными водами Стикса, который девять раз окружает загробную жизнь и отделяет ее от мира живых. Даже боги опасаются нарушать клятвы, данные именем Стикс: эти воды священны и безжалостны. Они впадают в Кочито, реку плача, которая дает начало Лете, реке забвения.

Греция
Вождь греческого ада Аид — наименее почитаемый из пантеонов, что неудивительно. Но именно с ним смертные чаще всего хотели вести переговоры или даже рисковать и пытались обмануть. Затем эксцентричный Сизиф, однажды обманувший духа смерти Танатоса, и несговорчивый Аид, и сам Зевс катят в гору камень, который разбивается каждый раз, когда приближается к вершине. Отсюда распространенное выражение: работа Сизифа.

Вы можете пересечь кровать Стикса в лодке старого Харона. Для своей работы он берет с каждого небольшую медную монету. Если у вас нет денег, вам останется только дождаться конца времени у входа. Лодка Харона пересекает все девять водных путей и сбрасывает пассажиров в обитель мертвых. Здесь вас встретит огромный трехголовый пес Цербер, безопасный для тех, кто входит, но жестокий и беспощадный для тех, кто пытается сбежать из подземного мира и вернуться в солнечный мир. На обширной равнине, под морозным ветром, среди прочих теней спокойно ждите своей очереди. Ухабистая дорога ведет к самому дворцу Аида, окруженному огненным потоком Флегетона. Мост, выходящий на него, опирается на ворота, покоящиеся на ромбовидных колоннах. За дверями находится огромный бронзовый зал, где сидят сам Аид и его помощники, судьи Минос, Эак и Радамант. Между прочим, все трое когда-то были людьми из плоти и крови, как и мы с вами. Они были всего лишь царями и так хорошо управляли своими народами, что после их смерти Зевс назначил их судьями над всеми мертвыми –

С большой вероятностью только судьи бросят вас еще дальше, в Тартар, царство боли и стонов, расположенное глубоко под дворцом. Это ад в греческой мифологии. Здесь вам предстоит встретиться с тремя старыми сестрами, богинями мести, Эриннией, которых Аид поставил охранять от грешников. Их внешний вид ужасен: синие губы, с которых капает ядовитая слюна; черные плащи, похожие на крылья летучей мыши. Со змеиными шарами в руках они мчатся по подземелью, освещая свой путь факелами и следя за тем, чтобы все полностью выпили чашу своего наказания. Среди других «коренных жителей» Тартара — воровка детей Ламия, трехголовая Геката, демон кошмаров и пожиратель трупов Эурином. Здесь вы также встретите множество мифических личностей. Тиран Иксион навсегда прикован к огненному колесу. Прикованного к цепи великана Тицио, обидевшего нежного Лето, клюют два стервятника. Богохульник Тантал погружен по горло в свежую чистую воду, но как только он, мучимый жаждой, наклоняется, он удаляется от него. Данаиды, убившие своих мужей, вынуждены бесконечно наполнять протекающий сосуд.

Зевс
Откуда взялся Аид? Оттуда же, откуда произошли Зевс и Посейдон — от отца Кроноса, поглотившего всех своих детей. Несмотря на это, они не претерпели смерти, потому что были бессмертными богами и жили в утробе своего отца. Все, кроме Зевса. Именно он освободил своих братьев и сестер. После раздела наследства своего отца Аид унаследовал власть над греческим адом.

В христианской религии

Идеи и понимание существования ада в самом христианстве сильно различаются.

Ад в христианской религии упоминается в Новом Завете, где ему было дано определение возможного места в загробной жизни, где в качестве наказания происходят мучения грешников. Ад описывается как место, полное пламени. Новый Завет также говорит о вратах ада.

Католицизм исторически разделил ад на два понятия: ад и конечности. Лимбо предназначено для определенных категорий людей, включая некрещеных младенцев и древних праведников, но современная католическая церковь отвергает эту идею.

Православная церковь сравнивает понятие ада с такими понятиями, как вечные муки, татарский, огненный ад. В Православии ад — это место, куда грешники уходят после конца света и остаются там навсегда. Это утверждается в словах Бога: «… геенне, в неугасимом огне…», «… и они пойдут в вечные муки, а праведники — в жизнь вечную…».

ад в православии

Согласно учению Православной Церкви, до того, как произойдет Страшный суд, будут существовать только души грешников и демонов, и они будут испытывать мучения в аду, но после того, как наступит Страшный суд, материальные тела грешников будут воскрешены, а также испытать ужасные мучения.

С точки зрения Оригена в его учении об Апокацисе, которое император Юстиниан попросил проклясть Пятый Вселенский Собор, Христос будет оставаться на кресте до тех пор, а Голгофа будет продолжаться до тех пор, пока хотя бы одно существо останется в аду.

Николай Бердяев считает, что идея Оригена вступает в противоречие с его собственной точкой зрения, поскольку, по его мнению, ад и его существование — понятие временное, а не вечное, и по сути он существует как чистилище, приобретающее более педагогический смысл. Считайте ад больше субъективной сферой, когда душа погружена в собственную тьму из-за греховного существования человека, а не как наказание за грехи.

С точки зрения Церкви адвентистов седьмого дня грешники, которые не покаялись перед смертью, воскреснут после смерти и будут осуждены. После этого с небес сойдет огонь, появится сатана в сопровождении своих слуг, и все нераскаявшиеся грешники будут уничтожены навсегда.

Есть и другая точка зрения, которой придерживается Алексей Осипов, согласно которой для человечества до сих пор остается загадкой, какова потусторонняя судьба человека, и уж точно человечеству не рассказывается о том, что существует после смерти.

Ад в буддизме

Нарака — это буддийский мир, куда попадают все души грешных существ, которые при жизни разрушили свою карму. В отличие от христианских и мусульманских догм адские муки в буддийских Нараках не вечны, хотя и продолжаются долго. После прохождения всех подготовленных к аду испытаний негативная карма души исчерпывается, и она может переродиться в мир как более высокое существо.

Нарака находится под мифическим континентом Джамбудвипа. Ад имеет структуру усеченной пирамиды и разделен на восемь уровней: восемь холодных и восемь горячих. Например, в холодных слоях — адские волдыри, дрожащие от мороза, и адский лотос с метелью. А в огненных слоях — ад криков, ад великого зноя и авичи — самый глубокий слой, где грешников ожидает самая мучительная боль и агония, которые продлятся до самого очищения от кармы и перерождения. Интересно, что одновременно в буддизме действует учение о бесконечности миров, а значит, у каждого из них есть своя Нарака.

Представление в даосизме

Китайская традиция рассматривает идею ада иначе, чем традиционная. Даосское понимание концепции ада не дает этических интерпретаций, как христианство или буддизм. Китайская традиция называет ад «Хуан Цюань», что в переводе на русский означает «желтые источники» или может быть переведено как «обитель тьмы».

Китайская традиция гласит, что человек состоит из множества душ. И некоторые из этих душ после смерти человека попадают на Небеса, что в китайской традиции ассоциируется с Небесами, а некоторые из этих душ после смерти оказываются в желтых источниках.

Из грубых душ после их смерти был сформирован дух Ги, который находится у желтых источников, где тянется призрачное, похожее на тень существование. Желтые источники сравнивают с местом, похожим на древний Аид: здесь души тянут существование без радости, нет света и нет живости. В китайской мифологии есть рассказы о поездках к желтым источникам, но путешественники подвергали себя опасности, отправляясь туда. Желтые источники состоят из девяти миров и нижнего мира, которым управляет Ту-бо, рогатое божество. У каждого из девяти миров есть свой желтый источник.

В представлении мормонов

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней имеет несколько значений этого понятия.

Ад — это духовная тюрьма, место в духовном мире загробной жизни, и это место приготовлено для тех, кто не раскаялся в своих грехах перед смертью или не поверил. Ад в этом смысле существует как временное место или состояние, где грешники обнаруживают, что они изучают Евангелие, раскаиваются, а затем принимают спасительные таинства, которые совершаются для них в храме. После того, как эти души примут Евангелия, они попадают на Небеса, где остаются до самого Воскресения, после чего им будет дана степень славы, которую они заслуживают. Если души не раскаиваются, но не попадают в число сынов погибели, то они остаются в духовной тюрьме до конца Тысячелетия, после чего они будут освобождены из ада, наказаны и затем воскрешены к телестиальной славе.

Ад в иудаизме

В иудаизме нет понятия ада как такового, но согласно Ветхому Завету, на котором основана Тора и весь иудаизм, есть место под названием Шеол — обитель всех мертвых, не только грешников, но и мирных граждане. Шеол — это даже не ад, а просто значение смерти и место последнего упокоения человека, его могила. В иудаизме также используется древнегреческое понятие «аид», тоже обобщенный аналог загробной жизни, где, однако, нет места мучениям и страданиям, а есть только забвение.

В представлении Свидетелей Иеговы

Мнения Свидетелей Иеговы основаны на словах, данных в Библии: «… в могиле, куда ты идешь, нет работы, размышлений, знания, мудрости». По их мнению, это общая могила человечества, место, где временно хранятся мертвые, и существует только до тех пор, пока воскресение мертвых не произойдет после Конца света, то есть до тех пор, пока не будет существовать само понятие смерти.

Свидетели Иеговы верят, что смерть — это сон, основываясь на словах Иисуса Христа, когда он сказал: «Наш друг Лазарь уснул; но я его разбужу…».

В представлении мусульман. Ад в исламе

Ислам представляет ад как место, где обитают неверующие и мертвые грешники, которых Всевышний Аллах не простил, основываясь на словах Пророка Мухаммеда и текстах Священной Книги Корана.

В исламских текстах вы можете найти и другие названия ада: «джахим», что означает «огонь», «ляза» или «пылающий огонь», «саир» или «пылающий огонь», «сакар» или «подземный мир», «Хутама» или «сокрушает», «хавия» или «бездна», «бездна».

Пророк Мухаммед ﷺ сказал, что и рай, и ад уже созданы Всевышним, но только после Страшного Суда (Судного Дня) люди войдут в него.

Исламская религия считает, что ад существует сейчас на самом деле и что ад будет существовать всегда. Его существованию нет конца, и те, кто в нем, останутся там навсегда, и его мучения и ужасы всегда будут происходить с ними.

Согласно Пророку Мухаммеду ﷺ: «Когда один из вас умрет, ему будут показывать свое место каждое утро и каждый вечер… Если он придет из обитателей ада, он увидит свое место в аду».

Ад преподносится мусульманам как загробное место, где грешники будут мучиться огнем, но адский огонь во много раз болезненнее земного огня, где им будут преподносить напитки на основе гноя и кипяток, где они будут съесть плоды адского колючего дерева Заккум. Неверующие останутся в аду навсегда, а мусульманские грешники могут быть освобождены из пламени ада через некоторое время, и только Аллах знает, через какое время, и после этого они также войдут в рай.

Что касается судьбы грешников и того, будут ли они существовать там вечно или у них будет способ покинуть ад, это упоминается в хадисе Пророка Мухаммада, переданном аль-Бухари в его сборнике хадисов Сахих, где говорится, что Всемогущий Господь может освободить некоторых жителей ада от мучений, если они будут иметь веру в своем сердце. Этот хадис подразумевает, что жители Подземного мира будут разделены на две категории людей:

  • — монотеисты, совершившие плохие дела вместе с праведниками, и Всевышний отправит их в ад, чтобы они какое-то время там существовали и приняли наказание за свои действия.
  • неверующие и лицемеры, которые существовали в неверии и умерли, не приняв Единого Господа, и такие люди будут отправлены Всевышним в ад навсегда.

Почему существует ад?

Один из самых естественных вопросов сомневающихся: почему здесь ад? Если Бог есть Любовь, почему Он осуждает грешников на вечные муки?

Ответ на этот, казалось бы, неразрешимый вопрос на самом деле не так уж и сложен. Здесь самое главное: христианство пришло в мир не с новостью о существовании ада. Нет, ад — темное царство мертвых — известно почти всем дохристианским культурам. Своим воскресением Христос открыл людям тайну жизни, а не смерти, тайну неба.

К сожалению, наши представления о рае и аде далеки от христианских. Слово «ад» у многих современников напоминает образы советского журнала «Крокодил»: сковороды, стенки которых жадно облизывают языки адского огня; грешники, страдающие в кипящем масле в этих горшках, и рогатые дьяволы, беспощадно бьющие грешников. Осмелюсь сказать, что эти образы при всей их ясности имеют мало общего с христианским пониманием вечных мучений.

А если говорить об образах, то я предлагаю обратиться к . современному российскому кино! В одной из последних картин Валерия Тодоровского «Страна глухих» есть сцена, прекрасно передающая христианский нерв чувства ада.

Для тех, кто не видел фильм, поясню: главный герой — девушка. Ее любимый парень — игрок — задолжал огромную сумму денег. Рискуя жизнью, девушка собирает для любимого необходимую сумму, но он (игрок!), Прежде чем отдать долг, решает снова попытать счастья. И . снова он теряет каждую копейку.

А дальше сцена поражает силой и душой: ни одного выговора, ни слова обвинения, все, что девушка пытается сделать, это успокоить любимого. Он говорит, что не стоит расстраиваться из-за того, что деньги — не главное, что он до сих пор зарабатывает. Главное, чтобы они любили друг друга, поэтому все будет хорошо.

В ответ мальчик «взрывается» и начинает отгонять от себя девочку. Он кричит, что не может быть рядом с ней, что ему больно знать, что он — последний ублюдок — потерял заработанные деньги, и в ответ от нее — ни слова упрека, а просто обещание любить его , что бы она ни делала… Но такая любовь ей не под силу, так как она не может быть с ней, чувствуя ее подлость! ОСТАНОВИТЕ ЕГО ВИД и прогоните ее прочь.

Конечно, он получит только PI DI PI. Изгнав возлюбленную, он всю жизнь будет страдать, потому что такая любовь едина и на всю жизнь. Но, согласитесь, в этой ситуации сложно винить девушку, винить ее в том, что именно она осуждает мальчика на мучения…

Этот образ, на мой взгляд, вполне по-христиански описывает переживания души грешника, который встречает Бога — Того, Кто есть Любовь. Любовь, которая горит, но без которой нет жизни. Таким образом, человек, который долгое время сидел в темной комнате и отказывался выходить на свет, неизбежно ослепнет, когда солнечные лучи впервые коснутся его лица. И чья вина, если он отказался от постоянного призыва выйти на улицу, на свет? .. А глаза тем временем утратили способность воспринимать свет, то есть жизнь. Следовательно, это сам человек обрекает себя на вечную тьму, на вечные муки.

И все же — я повторяю еще раз — христианство — это Благая Весть (греческое Евангелие) о Жизни, а не о смерти. И все, что от нас требуется, — это открыть дверь и выйти на свет, пока не стало слишком поздно. У нас еще есть время.

Как возник ад

Бог наполняет все Собой и дает всему жизненную силу. Но кто-то не хочет зависеть от Бога, Бог никому не навязывает себя против воли человека. Следовательно, тем, кто решил не любить Бога, следует разрешить не любить его и не быть с ним. Сатана был первым, кто захотел отделить себя от Творца. Но как это сделать, если Бог везде и во всем? Вот почему Господу пришлось создать такое место во вселенной, где не осталось бы ничего божественного. И поэтому в аду нет ни жалости, ни жизни, а только отчаяние. На всю вечность человек будет понимать, что на самом деле значит быть без Бога, и самое ужасное, что он не сможет ничего изменить. Грешники проведут вечность с сатаной и его ангелами: «Тогда он скажет и тем, что слева: отойдите от меня, проклятый, в вечный огонь, уготованный дьяволу и его ангелам» (Мф 25:41).

Кто создал ад?

Сатана создал свой ад после своего падения. Ад появился после того, как сатана поднял восстание. Он был первым и самым могущественным ангелом, но он решил стать Богом.Некоторые ангелы поддержали своего лидера.
После окончания восстания и разгрома архангела Михаила — «полководца», который вел борьбу с демонами, падшие ангелы вместе с сатаной отправились в ад.
Так говорится о пророке Исаии в Ветхом Завете: Ваша гордость ввергнута в ад со всем вашим шумом; под вами червь, а черви — ваше прикрытие. Как ты упал с неба, день, сын зари! Он был раздавлен землей, попирая народы, и сказал в своем сердце: «Я приветствую небо, вознесу престол мой выше звезд Божьих и сижу на горе в армии богов, на северной стороне граница; Взойду на вершины облаков, буду как Всевышний ». Но вы были брошены в ад, в бездну ада (Ис. 14: 9-15).

Существует представление, что ад — это место со сковородками и котлами. Так ли это?

Мы не знаем, как на самом деле выглядит ад. Но мы знаем, что горшки, огненные озера, котлы, расплавленный свинец, орудия пыток — это метафоры. Это педагогический прием, с помощью которого христиане объясняли друг другу ужас адских страданий. Уже в третьем веке появляются подробные «проводники» в ад, рассказывающие о чудовищах, змеях, высоких горах и ужасном ветре, где чудовища мучают ту часть тела, которой человек совершил свой «любимый» грех. (Например, тех, кто любил осуждать близких при жизни, могли повесить за язык в аду.) Все эти яркие образы — попытка рассказать людям, что наказание за нераскаявшиеся грехи — вечная смерть в постоянных муках.

Что мучает людей в аду?

Прежде всего, разрыв с Богом сам по себе является ужасным мучением. Также — постоянное присутствие рядом с сатаной, демонами, прочими грешниками, говоря современным языком, «атмосфера ненависти».
У старца Паисия Афонского есть хорошее представление об адских муках. Люди сидят за роскошным столом, наполненным вкусной едой и напитками. Перед каждым человеком стоит очень-очень длинная ложка, поэтому люди не могут есть в одиночку.
В аду человеку вокруг никто не помогает, и он голодает, а на небесах праведники за одним столом кормят друг друга.
Ад — это полное отсутствие любви, заботы, поддержки, дружбы, вечного одиночества и боли, которые усиливаются осознанием того, что человек лишил себя рая и его блаженства.

В аду все мучаются одинаково?

Бытует мнение, что чем больше вреда человек причинил при жизни, тем больше он страдает после смерти. Иногда это основано на словах Евангелия: раб, который знал волю своего господина, но не был готов и не делал по его воле, будет сильно побит; а кто не знал и делал достойного наказания, тот будет меньше побежден (Лк 12: 47-48). В средние века использовали изображение огненного озера, где одни грешники вообще не были видны, другие горели по шею, третьи по пояс и так далее.
Однако полностью ответить на вопросы, касающиеся посмертной судьбы человека, невозможно.

Зачем нужны круги ада

9 кругов ада по Данте соответствуют девяти большим грехам, каждый из которых имеет свое наказание. Люди, совершившие меньшие преступления, переходят на более высокие уровни, спускаются в нижний ад с тяжкими грехами, а на дне ада закован дьявол.

Через ад протекает река, берущая начало из плачущих глаз пожилого библейского идола, его слезы — средоточие мирового зла. Река течет во всех девяти кругах, и на каждом из них она меняет свой внешний вид и название, превращаясь в центре земли в ледяное озеро.

На каждом уровне грешников охраняет стража. Стражи описываются как чудовищные и свирепые, жадно и злобно принимают души грешников, отправляют их на вечные страдания. Души перенесут свои мучения без всякой надежды на прощение до начала Страшного Суда. Затем они вернутся в плотские оболочки, восстанут из могил, и после завершения суда их страдания увеличатся.

1 круг — Лимб

1 круг - конечность
Первый круг ада — это Лимб, где обитают души тех, кто не был пойман на проступках, но умер некрещеным. Древние философы и поэты (кроме Вергилия) живут в Лимбе: здесь были также Ной, Моисей и Авраам — все праведники, упомянутые в Ветхом Завете, но затем им было позволено подняться на Небеса.

Страж:

  • Харон.

Наказание:

  • Безболезненная грусть.

2 круг — Сладострастие

круг 2 - СладострастиеУ входа путешественников встречает царь Минос (судья-судья и отец Минотавра), который распределяет души по кругу. Здесь все покрыто тьмой, и постоянно бушует буря — порывы ветра швыряют души тех, кого любовь вела на путь греха. Желанная чужая жена или муж, жила в разврате — душа твоя беспокойно поднимется над пропастью навсегда.

Страж:

  • Минос.

Наказание:

  • Крутить;
  • Измученный бурей.

3 круг — Чревоугодие

круг 3 - Горло
В этом круге заточены алчные: здесь всегда льет ледяной дождь, души застревают в грязной канализации, а демон Цербер грызет пленников, захваченных когтистой лапой.

Страж:

  • Цербер.

Наказание:

  • Гнить на солнце;
  • Гнилой под дождем.

4 круг — Жадность

Четвертый круг — прибежище душ, осужденных за неспособность распоряжаться деньгами. Здесь за противоположные грехи наказываются расточительные и жадные. Их охраняет Плутон, который когда-то был богом богатства на греческом Олимпе, а затем брошен в ад и превратился в демона.

Плутон

У входа Плутос встречает всех хриплыми угрозами. В этом кругу расточители и скупцы обречены на вечную конфронтацию. Их лица стали неузнаваемыми от порочной жизни. Они с криком бродят в огромном водовороте, толкая перед собой тяжелые блоки. Толпы сталкиваются в короткой драке и расходятся в разные стороны. Крича на ходу и продолжая склоку, грешники достигают противоположной точки полукруга, снова вступают в драку. Затем они двигаются по кругу, толкают тяжести, сталкиваются в драке и бесконечно сражаются.

Страж:

  • Плутон.

Наказание:

  • Вечный спор.

5 круг — Гнев и Лень

Гигантская река, а точнее Стигийское болото, куда сослали за лень и гнев. Все круги вплоть до пятого являются прибежищем безудержных, а невоздержанность считается меньшим грехом, чем «злоба или жестокое зверство», и, таким образом, страдания душ там облегчаются по сравнению с теми, кто обитает в далеких кругах.

Болотный Стикс

Страж:

  • Флегия.

Наказание:

  • Вечный бой по горло в болоте.

6 круг ада: распространение ложных учений, раскаленные могилы

С шестого круга открывается нижний ад тяжких грехов. На этом уровне находятся стены города Дита. За ними видны башни города, освещенные малиновым пламенем адского огня. Вход охраняют сотни падших ангелов, спутников Люцифера. Три бледные, свирепые и кровавые Фурии летят по стенам с клубком змей вместо волос: Тисифона — Мстительная, Лисица — Ненавистная, Алекто — Безжалостная. По их зову появляется Медуза Горгона, оглядывающаяся в камне.

Город пальцев

За воротами крепостных стен находится некрополь с горящими гробницами. Все надгробия открыты, и в раскаленных ямах страдают еретики, последователи лжеучений.

Шестой круг заканчивается скалами и глубоким обрывом, от которого доносится едкая вонь.

Страж:

  • Фурии.

Наказание:

  • Существуйте как призрак в горящей могиле.

7 круг — Для насильников и убийц всех мастей

круг 7 - Для насильников и убийц всех мастей
Степи, где вечно льется огненный дождь, и то же самое предстает перед взором: ужасные муки душ, запятнавших себя насилием. Сюда попадают тираны, убийцы, самоубийцы, богохульники и даже игроки (опрометчиво разрушившие свою собственность). Грешников раздирают собаки, на них охотятся гарпии, их варят в кипящей алой воде, превращают в деревья и заставляют бежать под потоками пламени.

1 ПОЯС носит название ФЛАГЕТОН.

7 КРУГ АДА - ГОРОД ДИТ. Он разделен на три пояса. Основные жители - это люди, совершившие насилие. Но в каждом поясе живут разные типы насильников:
РЕМЕНЬ называется ФЛАГЕТОН.
Те, кто совершил насилие над другими людьми, над своими материальными ценностями и своим имуществом. Таким образом, тираны, разбойники и разбойники проводят свое время в первом поясе. Мальчики кипятят в канаве раскаленной крови, и если кто подойдет, КЕНТАВРЫ стреляют в них.
Кстати, согласно Данте Алигьери и его «Божественной комедии», там плавают Александр Македонский и тиран Дионис, плескаясь в теплых волнах крови своих жертв.

2 ПОЯС – это ЛЕС САМОУБИЙЦ.

Те, кто совершил насилие над собой, томятся там, превращаются в деревья и разрываются ГАРПИИ (дочерью морского божества Тавманта).
Известен тем, что внезапно появляются и похищают человеческие дети и человеческие души. А также те, кто без толку распорядился своей фортуной — игроки и им подобные.
Спендеров и игроков истязают гончие.

3 ПОЯС – ГОРЮЧИЕ ПЕСКИ.

3 РЕМЕНЬ - ВОСПЛАМЕНЯЮЩИЙСЯ ПЕСОК.
Богохульники, совершившие насилие над богами, проводят там свое время. Также те, кто проявил насилие над своей природой (садомиты), а также искусство (жадность).
Наказание — оказаться в абсолютно засушливой пустыне, небо которой падает на головы несчастных огненным дождем.
Защищает томящихся на седьмом круге ада и его поясах — МИНОТАВР.
Существо, которое получилось после извращенных отношений жены царя Миноса — Пасифаи и быка, подаренного Посейдоном.
Пасифа спарилась с быком, соблазнив его, лежа на деревянной модели коровы, сделанной Дедалом (выдающимся художником и инженером, построившим лабиринт на острове Крит).

Страж:

  • Минотавр.

Наказание:

  • Кипятить в кровавой реке;
  • Летите в знойную пустыню возле пылающего ручья;
  • Мучаются гарпиями и гончими.

8 круг ада: обманщики, 10 каменных рвов

Спуск в темную бездну, где расположен восьмой круг, охраняет Герион, крылатый великан, олицетворяющий порок обмана. Его лицо приветливое и привлекательное, его туловище покрыто пятнами и узорами, его лапы — это острые когти, а его длинный змеиный хвост заканчивается отравленным жалом.

Герион

Восьмой круг ада — каменный выступ в бездне с десятью кольцевыми впадинами, которые, как будто я, окружают бездну в центре. Эта область ада называется Трещиной Зла. Туда уходят души обманщиков. Каждая из десяти каменных впадин восьмого круга соответствует определенному типу обмана.

  1. В первой круговой полости наказываются соблазнители и защитники. Грешники бегут двумя противоположными рядами, гонимые плетями демонов. В одном потоке соблазнители, обманувшие для себя женщин, в другом — сутенеры, соблазнившие и продавшие женщин другим.
  2. Второй ров заполнен зловонными фекалиями. Льстцы застряли в нем, кряхтя, царапая и хлестая друг друга ладонями.
  3. Святые купцы — духовные сановники, продававшие или покупавшие чины и священные должности — ушли в третью депрессию. В каменном дне рва высечены круглые колодцы, в которых грешники заперты вверх ногами, а их ноги обожжены пламенем.
  4. По четвертому рву неторопливо, без голоса идет процессия прорицателей, прорицателей, колдунов, астрологов, прорицателей. Их головы сидят на телах сзади наперед, так что взгляд, пытающийся смотреть слишком далеко, теперь устремлен в пятки, и по их спинам текут тихие слезы.
  5. Пятый ров залит кипящей смолой, где наказывают развратителей. Полость охраняется черными демонами с крючками и крючками, следя за тем, чтобы грешники не вылезли из смолы.
  6. В круге пятой впадины бродят лицемеры в тяжелых свинцовых одеждах, покрытых позолотой сверху. Там Кайфа и все фарисеи, участвовавшие в казни Христа, были прибиты к каменному дну. Все грешники в своей тяжелой одежде проходят по телам.
  7. Седьмой ров полон змей, которые извиваются, душат и жалят виновных в воровстве. От укусов змей души воров превращаются в пепел, из которого они поднимаются или превращаются в змееподобных монстров, сливаясь телами с другими грешниками.
  8. В восьмом яме наказывают обманчивых и хитрых советников. Каждый грешник попадает в ловушку пламени, которое горит вечно.
  9. Разжигатели вражды попадают в девятую депрессию. Они бродят по кругу, окровавленные и изувеченные. Черный демон режет и режет их тела ножами, не впуская ни единого грешника. После пересечения круга их раны заживают, пока демон не изувечит их снова.
  10. В последнем звене восьмого круга лжецов фальшивомонетчики болеют. Люди, выдающие себя за других, измучены и чешутся, они разрывают кожу и плоть, у фальшивомонетчиков появляется водянка, хулители страдают от лихорадки и мигрени.

Страж:

  • Герион.

Наказание:

  • Грешники уходят в два противоположных потока, бичеваемые демонами, застрявшие в зловонных фекалиях;
  • Тела некоторых прикованы цепями к камням, пламя стекает с их ног;
  • Кто-то кипит в дегте, и если они торчат, черти проскальзывают на крючки;
  • Закованных в свинцовые туники кладут на раскаленную жаровню;
  • грешников потрошат и мучают рептилии, проказа и лишайники.

9 круг ада: предатели, вечная мерзлота

9 кругов ада по Данте спускаются к ледяному озеру Кочито, куда уходят души предателей, обманувших доверявших им людей.

Во время спуска в темную яму девятого круга безбожные великаны были скованы цепями, пытаясь захватить Небеса, за что были свергнуты под землю.

Ад ледяного озера

Замерзшая поверхность озера состоит из четырех сужающихся колец, в которых грешники замерзают по шею. Их лица обезображены холодом и обращены вниз.

  1. Пояс Каина: души предателей и убийц родственников.
  2. Пояс Антерона: изменники Родины, изменники единомышленников.
  3. Пояс Толомея — предатели и убийцы друзей, родственников, разделивших с ними трапезу.
  4. Пояс Иуды — души, предавшие своих покровителей и заступников.

Центр озера — это центр вселенной и девять кругов ада. Здесь Дьявол прикован к жизни во льдах, охраняющих проход в Чистилище. Данте описывает его тремя лицами и шестью крыльями. Слезы текут из глаз Люцифера, замораживая озеро Коцит. Его три пасти грызут трех грешников, изменников человеческого и божественного величия: Иуду, Брута и Кассия.

Страж:

  • Бриарей;
  • Эфиал;
  • Антей.

Наказание:

  • Бесконечные мучения в замерзшем озере.

Кто точно попадет в ад?

Точный список обитателей ада заканчивается сатаной и демонами.
Во всех остальных случаях это можно предполагать только с большей или меньшей степенью вероятности.
Обычно предатель Иуда, известные библейские злодеи, такие как царь Ирод, тоже попадают в ад.
Живой человек не может знать на сто процентов, где находятся мертвые. Даже самый ужасный злодей может раскаяться в последний момент своей жизни, о котором только Бог будет знать до Страшного суда.

Будут ли муки греш­ни­ков веч­ными?

В настоящее время у учения о конечности мучений нераскаявшихся грешников, приговоренных к следующему Страшному суду, есть много последователей.

В отличие от учения Церкви о вечности адских мучений, оно основано не на прямых библейских доказательствах (Матфея 25:46), а на толковании косвенных фактов.

В свое время Ориген отстаивал видение пределов «вечных» адских мучений. Тогда Святой Григорий Нисский выразил сочувствие этой идее. Впоследствии названное учение нашло ответ в сознании большого количества «верующих». В наше время некоторые авторы артикулируют это как одно из допустимых направлений христианской мысли (подробнее см. «Вечны ли адские муки?).

Во-первых, концепция ограничения адских мучений была основана на учении о божественных свойствах, интерпретируемом особым образом. Считалось, что Всевышний, желая спасения всем без исключения людям, таким как Всеведущий, Любящий, Милосердный и Всемогущий, непременно найдет верное средство и избавит всех злых людей от греха, после чего введет их в Царство Богов… Небеса, присоединяющиеся к сонму святых.

На совершенно ясную божественную уверенность в вечности грядущих мучений они ответили аргументом, что прилагательное «вечный» (мучение) следует толковать не в смысле «бесконечный», а в значении «продолжительный», но все же ограничено периодом времени.

V Вселенский собор, оценив оригенизм как ложное учение, не соответствующее духу Священного Писания, в то же время осудил гипотезу Оригена о пределах «вечных» мучений. Святой Григорий Нисский, отчасти поддержавший мнение Оригена, не был осужден ни на этом, ни на последующих соборах. Более того, он был заслуженно признан Вселенской церковью как один из важнейших церковных писателей. В свою очередь, это давало повод думать, что привлекшая его идея о конечности мучений соответствует истине.

Между тем, при всем уважении к авторитету святого Ниссы, его личное богословское мнение о пределах будущих мучений подвергалось критике со стороны некоторых великих отцов.

Относительно сопряжения учения о всемогуществе и мудрости Бога с учением о неизбежности всеобщего спасения (независимо от того, как тот или иной человек осознает свою земную жизнь), Отцы Церкви объяснили, что это не Бог, а Бог. Сам грешник, отклонившись от пути Царства Небесного, станет виновником их грядущих бед. И это не будет противоречить совершенствам Божественного.

Что касается толкования «вечности» будущего века в смысле не бесконечного, а ограниченного периода, отцы выступили против их рассмотрения: если мы признаем будущий век ограниченным, то необходимо будет признать блаженство святые как ограниченные; но этот приговор прямо противоречит свидетельству Апокалипсиса о том, что радость праведников никогда не закончится.

Одна из двенадцати анафем (восьмая) признанного Церковью обряда торжества Православия ясно указывает на то, что анафеме подвергаются те, кто осмеливается отвергнуть вечность мучений посмертного возмездия.

Можно ли выбраться из ада?

Как бы то ни было — нет, но молитвы живых людей и заступничество Церкви могут помочь умершему освободиться от мучений после Страшного Суда. По учению Церкви, после смерти человека ждут два суда. Первый — частный, который, по легенде, происходит до сорокового дня после смерти. Но наши близкие, даже после смерти, остаются в контакте с нами и с Церковью. Поэтому так важны разные формы церковного поминовения умерших, молитвы живых, раздача милостыни с просьбой помолиться за душу умершего. Это связь, которая позволяет человеку измениться даже после смерти и надеяться на оправдание во время Страшного суда, который произойдет во время Второго пришествия Христа, когда окончательная судьба людей уже определена.

Почему радикализм – это ад на земле

Люди после обрушения небоскребов 11 сентября 2001 г

Ответ на вопрос, почему терроризм — это не только ад на земле, но даже хуже, прост и лежит на поверхности. Ад — это обычный религиозный взгляд на загробную жизнь, а радикальный экстремизм — реальность. Вот всего три примера того, насколько катастрофическими могут быть последствия религиозного терроризма (для слабонервных воздержитесь от чтения).

  • Атаки 11 сентября. Стоит помнить, что в результате самого страшного террористического акта в истории человечества около 3000 человек погибли, еще 6000 получили ранения и 24 человека до сих пор числятся пропавшими без вести. Но мы расскажем пару историй. Один со счастливым концом случился с инженером-конструктором Паскалем Буззели. В момент нападения он находился с коллегами на 64-м этаже Южной башни Всемирного торгового центра. В какой-то момент рабочий увидел испуганных людей, бегущих по лестнице, и позвонил своей жене. Он сообщил, что в северную башню врезался самолет. Затем Буззели начал эвакуацию со своими коллегами, им удалось спуститься на 22-й этаж, когда южная башня начала обрушиваться. Паскаль свернулся клубочком, надеясь пережить катастрофу. Так и случилось: он очнулся на развалинах здания, свисая с обломков седьмого этажа и сломав ногу. Коллегам Буззели не повезло: все они погибли. Вторая история, пожалуй, самая известная и трагичная. Падающий человек — легендарная фотография, сделанная фотографом Ричардом Дрю. Мужчина выпрыгнул из северной башни со 106-го этажа после того, как на этом уровне начался сильный пожар. Несколько десятков человек выпрыгнули из того же здания, но именно этот неизвестный человек запомнился всем своим пугающим отчаянием, трагедией и неизбежностью смерти. Название «Падающего человека» пока неизвестно (мы намеренно не публикуем изображение, чтобы не шокировать читателей).
  • Теракт на Бостонском марафоне. 15 апреля 2013 года. На финише Бостонского международного марафона несколько сотен человек радостно приветствуют спортсменов, идущих к финишу. Молодой Мартин Ричард вместе со своей матерью, отцом и младшей сестрой машут флагами и произносят приветственные речи. Мартину 8 лет, завтра он будет ходить в школу, учиться и играть с друзьями. Мальчик счастлив. Он до сих пор не знает, что через несколько секунд его жизнь закончится навсегда. После двух взрывов марафона семья Ричарда пострадала от всего этого: родители Мартина были сожжены, а его младшая сестра потеряла ногу. Они так и не вернули сына. Джеффа Баумана ждал еще один, но более счастливый финиш на финише марафона. Он стоял на краю толпы и держал плакат своей девушки. Когда он бежал к финишу, взрывы прогремели в нескольких футах от Джеффа. Ему оторвало ноги, но молодой человек выжил. Кроме того, до трагедии его даже успели считать одним из террористов. Дав тщательные показания в ФБР и пройдя реабилитацию, Бауман стал национальным героем Соединенных Штатов. В результате теракта на Бостонском марафоне погибли три человека, более 280 получили ранения.
  • Теракт на Дубровке. Разгар второй чеченской войны. Идут ожесточенные бои, гибнут солдаты с обеих сторон. Но это где-то там, далеко, за тысячи миль к северу от Москвы. А в столице России, в районе Дубровки, находится Театральный центр. А есть мюзикл «Норд-Ост». Вечер 22 октября 2002 года, в здание театра врываются чеченские террористы. Взяв в заложники около тысячи человек — зрителей, актеров и обслуживающий персонал — экстремисты начинают отнимать у них сотовые телефоны. Но присутствовавший в зале зритель Павел Платонов сумел спрятать свой телефон и первым из заложников связался с внешним миром и сообщил о теракте. Платонов, бывший пограничник, сразу сообщил другу количество боевиков и заложников и передал в ФСБ. В течение четырех дней осады Платонов передавал информацию спецслужбам по мобильному телефону, а когда террористы все равно нашли его телефон, ему удалось найти сотовые телефоны других заложников и помочь спецназу до штурма. Благодаря его действиям было спасено более 700 человек, но сам Павел Платонов погиб в результате штурма. Он оставляет жену и дочь. Платонов был награжден посмертным орденом Мужества. В результате теракта на Дубровке, по разным данным, погибло от 130 до 174 человек, более 700 заложников и сотрудников спецназа получили ранения.

7 секретов «Ада» Данте

1. Тайна рухнувшего моста

В пятой яме восьмого круга ада (Песнь 21) Данте и Вергилий встречаются с группой демонов. Их лидер Хвостач говорит, что дороги нет — мост разрушен:

.. не ходи дальше
Вы с этой расческой; и без надобности пытать:
Шестой мост рухнул и выхода нет.
Все равно выйти, если хочешь,
Иди сюда хорошо, где путь,
А с ближайшей расческой выйдешь свободно.
Двести шестьдесят шесть лет
Вчера поздно в пять у меня было время
Утечка, поскольку здесь дороги нет. Здесь и ниже приводится перевод Михаила Лозинского, если не указано иное..

Слова демона удивляют своими преувеличенными деталями: почему Данте и читатели должны знать час обрушения моста в ближайший час? Между тем в этих строфах содержится ключ к одной из главных загадок «Божественной комедии» — хронологии путешествия Данте, о которой Данте прямо нигде не говорит, но которую можно реконструировать на основе разбросанных здесь и там намеков.

В первых тройках «Ада» говорится, что Данте заблудился в мрачном лесу, «потратив половину своей земной жизни». Можно предположить, что мы находимся в районе 1300-х годов с момента рождения Христа: в средние века считалось, что жизнь длится 70 лет. См. Псалом царя Давида: «Наши дни семьдесят лет» (89:10), и Данте родился в 1265 году. Вычитаем 1266 лет из 1300 года, о котором говорит Хвостач, и получается, что мост рухнул примерно в конце земной жизни Христа. Мы помним Евангелие, где написано, что в момент смерти Иисуса произошло сильное землетрясение — похоже, разрушило мост. Если к этим соображениям мы добавим сообщение евангелиста Луки о том, что Христос умер в полдень, и отсчитаем пять часов назад, станет ясно, что беседа на мосту происходит в 7 часов утра 26 марта 1300 — 1266 лет спустя и пять через несколько часов после смерти Христа на кресте (Данте думал, что это произошло 25 марта 34 года).

Принимая во внимание все другие временные признаки «Комедии» (смены дня и ночи, положение звезд), мы можем установить, что путешествие Данте в загробную жизнь длилось неделю с 25 марта по 31 марта 1300 года просмотр связывает его с пасхальной неделей 1300 года — с 8 по 14 апреля; но принцип установления хронологии не меняется, просто отсчет времени начинается не с «исторической» даты смерти Христа, а с церковного календаря — Страстной пятницы..

Эта дата выбрана не случайно. В 1300 году Папа Бонифаций VIII объявил первый юбилейный год в истории церкви: было обещано, что каждые сто лет каждый верующий, совершивший паломничество в Рим и посетивший соборы св. Петра и апостола Павла, будет получать полное отпущение грехов. Вполне вероятно, что весной юбилейного года Данте поехал в Рим, чтобы посетить гробницы апостолов — во всяком случае, стихи 18-й песни звучат как описание очевидца:

Итак, римляне под влиянием толпы
В юбилейный год до затора не довел,
Разделил мост на два пути
И один за другим люди идут в собор,
Обращая взор к стене замка,
А с другой они идут навстречу, в гору.

Именно там, в Юбилейном Риме, могло состояться чудесное паломничество в загробную жизнь. День начала паломничества, 25 марта, имеет несколько других значений: 25 марта Господь сотворил мир; 25 марта, за девять месяцев до Рождества Христос, воплотился. Более того, во Флоренции именно с этого дня начался обратный отсчет нового года.

Данте начал работу над «Комедией» через несколько лет после предполагаемой даты путешествия за гробницу (первые наброски, вероятно, относятся к 1302 году, но полноценная работа над поэмой длилась с 1306–1307 годов до самой смерти поэта) . Работая над стихотворением из «будущего», Данте наполняет его впечатляющими пророчествами и предсказаниями.

2. Тайна святой Лючии

Во второй песне «Ада» Вергилий рассказывает, кто послал его на помощь Данте, который умирал в темном лесу. Оказывается, это были три красивые женщины:

… Имея трех благословенных жен
Вы нашли слова защиты на небесах
И вам предсказан чудесный путь.

Три благословенные невесты — это Дева Мария, Сент-Люсия и Беатрис. Мария (ее, правда, не называют по имени) рассказала о несчастье поэта Санта-Лючия и позвонила Беатриче. Беатрис — это Биче Портинари, которая умерла за 10 лет до действия Комедии, любви юного Данте, которому она посвятила Виту Нуова. Стихи рассказывают историю любви поэта и Беатриче .. Беатриче не боялась происходить из рай в подвешенном состоянии Лимб — первый круг ада Данте, где находятся души некрещеных детей и добродетельных людей, умерших до прихода Христа к Вергилию и умоляющие его помочь ему. Внимание Марии, главного заступника мужчин перед Господом, также вполне понятно Данте, но при чем тут Сент-Люсия?

В народной традиции Сент-Люсия считалась покровительницей зрения и помогала при глазных заболеваниях. Эта «специализация» святой связана с этимологией ее имени: Люсия происходит от латинского lux, lucis — «свет». Санта Лючия ассоциируется с серьезными проблемами со зрением, которые он получил в юности благодаря прилежному чтению. Об этом Данте говорит в «La Festa» «La Festa» — философском трактате Данте, написанном около 1304–1307 гг .: «Утомив зрение упорным чтением, я настолько ослабил свои зрительные способности, что все светила казались мне окруженными какая-то дымка «. Не исключено, что Беатрис также была оценщиком Санта-Лючии: дом, в котором она жила после замужества, находился рядом с церковью Санта-Лючия. Так что святой как нельзя лучше подходил на роль посредника между Марией, вознесшейся на небо Беатрис и Данте.

Выбор этого персонажа отражает общий принцип «Комедии»: являясь грандиозным богословским, философско-поэтическим полотном, это одновременно рассказ об индивидуальной жизни автора, где каждое поэтическое решение связано с его чувствами, страстями и подробности земного путешествия.

3. Тайна мусульман

В 28-й Песни Ада Данте встречает пророка Мухаммеда и справедливого халифа Али, которые переносят вечные муки как «сеятели раздора и раскола»: во времена Данте считалось, что Мухаммед был католическим прелатом, отколовшимся от истинного вера, поэтому для Данте он был раскольником. Нелестное изображение пророка (описание его мучений — одно из самых физиологических в «Комедии») принесло Данте славу врага ислама («Комедия» даже запрещена в Пакистане).

Как бездонная бочка, просверленная насквозь —
Изо рта к тому месту, где текут кал,
Внутренне один из них был открыт глазу.
Кишки отвратительно болтались между колен,
Я мог видеть мешок сердца и желудка,
Наполненный жевательной резинкой, испачканный фекалиями Перевод Александра Ильюшина..

Однако отношение Данте к исламу гораздо более сложное и тонкое. В подвешенном состоянии среди героев и мудрецов древности находятся известные мусульмане: Саладин, султан Египта и борец с крестоносцами Авиценна Авиценна (ок. 980 — 1037) — средневековый персидский врач, философ и ученый и Аверроэс Аверроэс (1126-1198) — средневековый андалузский арабоязычный философ, врач и математик. Эти трое — единственные жители члена, родившиеся после пришествия Христа.

Кроме того, считается, что вся структура стихотворения может отражать историю ночного путешествия и вознесения Пророка (Исры и Мираджа), во время которого Мухаммед явился перед Аллахом, а также посетил рай и ад, где он увидел блаженство праведники и муки грешников. В средневековой арабской традиции существовало множество описаний мираджа — их сходство с комедией было впервые подтверждено испанским арабом Мигелем Асин-Паласиосом в 1919 году. Стали известны более поздние версии этих текстов на романских языках, подробно описывающие жизнь Пророка путешествовали и распространились по Европе из арабской Испании. Эти открытия сделали гораздо более правдоподобной гипотезу о знании Данте этой арабской традиции, ныне признанной большинством исследователей Данте.

4. Тайна Эпикура

На одном уровне Данте встречается со многими древними философами:

Затем, глядя вниз по склону,
Я видел: мастера знающих
Мудрая и любящая семья в окружении Аристотеля..
Сократ садится к нему ближе
И с ним Платон; весь хозяин чтит всеведущих;
Вот кто считает, что мир случайен,
Знаменитый философ Демокрит;
Вот Диоген, Фалес с Анаксагором,
Зенон, Эмпедокл и Гераклит…

Эпикура нет в этом списке, и это не случайно: у него совсем другое место в «Комедии» — Данте увидит свою гробницу в шестом круге ада, где обитают еретики:

Вот кладбище тех, кто когда-то верил,
Как Эпикур и те, кто с ним,
Пусть души с плотью умрут без возврата.

Эпикур (341–270 гг. До н.э.) жил до прихода христианства и поэтому не мог считаться еретиком в полном смысле этого слова. Обычные для Средневековья обвинения Эпикура в атеизме берут начало в речах апостола Павла против эпикурейства и продолжаются в трудах первых христианских апологетов: например, Лактанций обвинял Эпикура в отрицании божественного провидения и бессмертия души, в разрушении религия и проповедь разврата. Этот анахронизм созвучен общему средневековому антиисторизму: Средневековье формирует исторических персонажей по своей собственной модели, превращая античных героев в рыцарей, а философов — в христианских мыслителей и стирая различия между эпохами. Это не чуждо Данте.

5. Тайна разбитого сосуда

В начале песни 19 Данте рассказывает туманный биографический эпизод: незадолго до начала действия комедии он разбил вазу с водой для крещения во флорентийском баптистерии Сан-Джованни, спасая утонувшего ребенка:

Везде и по руслу, и по склонам,
Я видел бесчисленное количество
Круглые отверстия в сероватом камне.
Они выглядят точно так же
Как у моего прекрасного святого Иоанна,
Где совершается таинство крещения.
Я, спасая мальчика от страданий,
В прошлом году один из них сломался…

Во времена Данте, собственно, во флорентийском баптистерии вокруг крестильной купели делали ниши, где ставили большие терракотовые горшки со святой водой. По словам филолога Марко Сантагаты, этот эпизод вставлен в текст стихотворения по двум причинам. С одной стороны, Данте хотел дать объяснение своему жесту, который мог вызвать скандал (слова, которыми он завершает свой рассказ, указывают на это: «А вот и печать, в защиту шепота!» — что означает: пусть это свидетельство убеждает людей не прислушиваться к ложным слухам).

В то же время история Данте напоминает ветхозаветную притчу о пророке Иеремии и глиняном кувшине. Повинуясь воле Господа, пророк покупает глиняный кувшин и разбивает его на глазах у старейшин: подобно тому, как человек разбивает глиняный кувшин, Господь может сокрушить народ Израиля, если заветы Господа нарушаются и заветы Господа поклоняются идолам.

Разбивая кувшин со святой водой, Данте воспроизводит жест пророка. Иеремия восстал против идолопоклонства народа Израиля, а Данте в комедии восстал против идолопоклонства своего времени — симонии церкви Симонио — приобретения церковных должностей. В самом широком смысле слова, это название, данное преобладанию материальных интересов над духовными в делах священнослужителей. В Канто 19 Данте злится на пап, которые обменивают духовное на материальное и разрушают мир:

О Симон колдун или несчастный товарищ,
Ты, это святилище Бога, Хорошо
Чистая невеста в ужасном голоде
Испорченный ради золота и серебра,
Теперь вы, бегите в третий слот,
пора играть на трубе!

Данте уже имел смутный намек на свой пророческий дар. В «Vita Nuova», теперь, в момент смерти Беатрис, Данте отказывается говорить о ней: «Мне неудобно говорить об этом, так как я хотел бы возвысить себя, что особенно достойно порицания» (Данте намекает на мистическое видение, которое случилось с ним в момент смерти Беатрис). Современный Данте Мирко Тавони приближает этот эпизод к Посланию апостола Павла к коринфянам: через 14 лет после этого события апостол рассказывает о том, как его «похитили» (то есть подняли) на небеса. Раньше Павел молчал об этом чуде, чтобы не превозноситься и не гордиться таким божественным знамением. Данте тоже наделен особым даром и к тому же не хочет говорить о нем напрямую, не хвалить себя.

6. Тайна живых людей в аду

В песни 18 Данте встречает друга:

Когда я шел вперед, мой взгляд упал
Для одного; и я воскликнул: «Где-то
Я уже подпитал взгляд его лицом».
Я стал, пытаясь узнать, кем он был,
И хороший хозяин, остановившись со мной,
Мне не запретили схватить его.
Бичал, скрывая внешность,
Он склонил лоб; но работа была потрачена зря;
Я сказал: «Ты, склонив голову,
Когда ты не в чужом взгляде, —
Венедико Каччанемико. Нравиться
Вы заслужили эту горячую повязку?»

Венедико деи Каччанемичи — выдающийся политический деятель второй половины 13 века, лидер болонских гвельфов. В 13 веке между папством и германскими императорами шла ожесточенная борьба за господство на итальянском полуострове. Сторонники папы называли себя гвельфами и выступали против гибеллинов, сторонников императора. В 1289 году, после битвы при Кампальдино, в которой участвовал Данте, гибеллины были изгнаны из Флоренции, и город стал феодальным владением гвельфов. Но на этом политические конфликты не закончились. Вскоре сами гвельфы разделились на две фракции: белые и черные. Белые боролись за большую политическую и экономическую независимость от папства, в то время как черные, представляя интересы самых богатых семей города, поддерживали вмешательство папы во внутренние дела Флоренции. После разделения Данте присоединился к Белым гвельфам. Именно после прихода к власти его партии Данте был вынужден покинуть Болонью, где он провел несколько лет изгнания. Изгнание Данте из его родной Флоренции произошло несколькими годами ранее. Он был активно вовлечен во флорентийскую политическую жизнь примерно с 1295 года, а в 1300 году он даже был избран одним из семи членов коллегии настоятелей. Но его политическая карьера дорого обошлась ему: когда к власти во Флоренции пришли черные гвельфы, Данте был немедленно приговорен к смертной казни. Поэт, которого в то время не было в городе, никогда не вернется на родину, что объясняет личную антипатию Данте к Венедико.

В 1300 году, когда происходит комедия, историк Венедико был еще жив: он не умер бы до 1303 года. Данте пишет эту песню примерно в 1307–1308 годах — и либо забывает точное время смерти болонца, либо сознательно пренебрегает хронологией для свести счеты со своим противником.

Но если этот случай допускает двоякую интерпретацию, то в других местах Данте сознательно прибегает к каким-то уловкам, чтобы отправить людей в ад, во время действия «Комедии» — в конце марта 1300 года — еще жив. Например, в XIX песне поэт сводит счеты с ненавистным папой Бонифаций VIII, поддерживал черных гвельфов, для которых Данте считал изгнание следствием политических интриг Бонифация, умершего лишь в 1303 году. Данте встречает Папу Римского. Николай III, терпящий вечные муки за грех симонии, обращается к нему. Но душа грешного папы принимает поэта за Бонифация:

Как, Бонифаций, — ответил он, —
Ты уже здесь, ты здесь так скоро?

Итак, Данте указывает, что душе Бонифачо уже предназначено место в аду.

Еще один живой мертвец — Бранка Дориа, генуэзец, расплачивающийся за предательство гостя. Он также оказался в аду задолго до своей исторической смерти в 1325 году (через несколько лет после смерти самого Алигьери). Души таких предателей сразу после совершения преступления погружаются в ад, и демон захватывает тело. Поэтому живым кажется, что «Бранка д’Ория жива и здорова, ест, пьет, спит и носит одежду».

7. Тайна кентавров

В седьмом круге ада Данте и Вергилий впервые встречают стража — получеловека, полубыка Минотавра:

… И на краю, над спуском в новую бездну,
Ложись, положи позор критян,
Зачатие от древней вымышленной коровы.

<…>
Как бык, застреленный топором,
Он хватает свой лассо, но не может бежать
И просто прыгай, онемев от боли,
Итак, Минотавр бросился, дикий и свирепый…

Спускаясь еще ниже, они видят кентавров с их «двойной натурой» и гарпий «с широкими крыльями, с девятиликим лицом».

Присутствие мифологических персонажей языческой древности в христианском аду Данте уже не удивляет читателя, ведь стражи предыдущих кругов были транспортировщиком душ умерших через Стикс Харон, царь Крита Минос, охранявший врата ада. Цербер, бог богатства Плутон. Данте снова действует средневековым образом, адаптируя Античность к своим потребностям: языческие монстры превращаются в адских демонов, а мифические реки Ахерон, Стикс и Флегетон текут на карте ада.

Но Минотавров, кентавров и гарпий объединяет не только их древнее происхождение: их связывает двойная природа, объединяющая человека и животное. Потому что это важно? Потому что Данте строит свой ад, подражая Аристотелю. Вспомним слова Вергилия в конце песни 11:

Вы не помните поговорку
Из Этики, которая является самой пагубной из всех
Три ненавистных неба желания:

Невоздержанность, злость, жестокое животное?
И это недержание — меньший грех перед Богом
И разве он не наказывает его так?

Первые круги посвящены грехам невоздержания, потом насильники, в самой глубине — обманщики и предатели.

Древние гибридные монстры находятся в седьмом круге, круге насильников, и представляют собой аллегорическое представление грехов этой части ада: животный элемент, проявляющийся в пороках томящихся здесь грешников, физически проявляется в них.

Это лишь один из многих случаев использования Данте аллегории: каждый элемент, будь то исторический персонаж или мифологическое чудовище, приобретает, помимо определенного поэтического значения, еще одно аллегорическое значение. Этот аллегоризм Данте типичен для Средневековья, однако его представление о человеке предвосхищает идеи итальянских неоплатоников эпохи Возрождения — итальянских гуманистов 15 века, которые обратились к философским идеям Платона, порвав с аристотелизмом средневековая схоластика. Центральными фигурами итальянского неоплатонизма эпохи Возрождения являются Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола .: человек находится на полпути между животными и Богом и может приблизиться к божественному полюсу, полагаясь на данный ему разум, или спуститься до состояния животного (оно указывает на то, что прилагательное «звериный» — «животное» — используется Данте только по отношению к человеческому поведению и всегда очень негативно).

Впечатляющее зрелище (инфографика и видео)

Известный художник эпохи Возрождения Сандро Боттичелли попытался показать эти 9 кругов ада Данте с помощью искусства. По внешнему виду ад даже напоминает нечто вроде гигантского амфитеатра. Это увлекательно. Несмотря на то, что это место вечных мучений, оно выглядит величественно.

Как итог

Вера в существование рая и ада — выбор каждого человека, но, конечно же, с этими размышлениями неизбежно придет мысль, что в этой жизни на Земле будут как ужасные, так и возвышающие события. И главное, что может сделать человек в экстремальной ситуации, — не потерять человечность. Что касается религиозных верований, ад во всех религиях предназначен для тех, кто убивает и притесняет невинных.

 

Оцените статью
Блог о неизведанном